Вы здесь
Что такое фонематический слух? Как его развивать.
Если речь ребёнка после трёх-четырёх лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорить о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть, речь идёт о физической патологии: снижении слуха у ребёнка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, ребёнку требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха. Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребёнку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.
Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:
• ребёнок слышит определённый звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;
• ребёнок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;
• он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.
Мозг малышей развивается интенсивно, и полноценный фонематический слух позволяет им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре. С одной стороны, ребёнка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой – правильно пользоваться ею.
Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечётким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:
• ребёнку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков);
• ребёнок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.
Если окружающая среда благоприятна, ребёнок слышит правильную речь, много общается, то к четырём годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его. Что случится, если ребёнок сам не справится с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьёзный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку. Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики. Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребёнок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.
Развивать фонематический слух нужно начинать не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трёх лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени. Работа логопеда, педагога или родителя заключается в том, чтобы научить ребёнка простейшим способам анализа слова:
• правильно ставить ударение;
• делить на слоги;
• понимать смысл и значение каждого звука в слове;
• выделять согласные и гласные звуки.
Научив детей решать эти задачи, можно отлично подготовить их к важнейшему этапу обучения – учению анализировать звуковой состав слова. Научившись дифференцировать звуки и правильно произносить их, малыши быстро овладеют основами правильного чтения и правописания.
Упражнения для развития фонематического слуха
Развитие фонематического слуха строится на методике последовательной отработки шести этапов:
• основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);
• различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;
• различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);
• различение отдельных слогов;
• различение отдельных звуков речи;
• освоение азов анализа и синтеза слов.
Освоить упражнения для каждого этапа несложно. Форма игры для ребёнка естественна, не вызывает отторжения, являясь единственно приемлемой для малышей.
Первый этап.
Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей.
В этом помогут следующие игры:
•«Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.
•«Волшебные звуки». Вместе с ребёнком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.
•«Жмурки» отлично подойдёт для решения фонематических задач. Ребёнку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.
•«Волшебный карандаш». Дайте ребёнку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.
•«Похлопай!». Ребёнку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.
Второй этап.
На следующем уровне нужно показать ребёнку разницу в качестве звучащей человеческой речи.
• «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребёнку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.
• «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трёх медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребёнку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.
• «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребёнок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.
Третий этап.
Это учить узнавать слова. В этом помогут следующие игры:
• «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте из малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребёнок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.
• «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а ребёнок выбирает верную картинку.
Четвертый этап.
Учимся различать слоги. Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части.
• Ребёнок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т.д. Как только ребёнок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно.
• «Выйди вон». Задача ребёнка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.
Пятый этап.
Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.
• «Я тебя узнал!» Договоритесь с ребёнком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребёнок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.
• «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж), рычание тигра (р-р-р), пение сквозняка или ветра (с-с-с).
• Можно поиграть с малышом наоборот. Мама издает характерный звук, а ребёнок должен догадаться, что так звучит.
Шестой этап.
Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребёнка. Вот примеры упражнений.
• «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребёнку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).
• «Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребёнку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).
• «Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребёнок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).
Освоить приёмы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребёнок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки. Занимаясь с малышом с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребёнка к освоению чтения и правильного письма.