Вы здесь
Родителям о ранней помощи
В этой статье специалисты Центра хотят познакомить родителей с новым направлением деятельности МБУ ДО «ЦППМиСП», осуществляемым в рамках службы ранней помощи.
Утвержденная правительством еще в августе 2016 года Концепция развития ранней помощи благополучно приживается и в нашем регионе, в том числе и в г. Алексин.
Что же представляет собой ранняя помощь? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте окунемся немного в историю. Начало развития ранней помощи приходится на конец 1950-х – начало 1960-х годов. Важная роль принадлежит профессору Майклу Гуральнику, известнейшему исследователю в области ранней помощи, создателю Международного общества специалистов по ранней помощи, ученому. Он подчеркнул важность того, каким образом осуществляется взаимодействие членов семьи с малышом.
Зарубежные и отечественные ученые много усилий приложили, чтобы понять особенности взаимодействия матери и младенца с нарушениями развития. Большая работа была осуществлена отечественными учеными. Начало этим исследованиям было положено в 1990-х годах. Именно в это время в Россию пришла идея ранней помощи. Ее с энтузиазмом восприняли те специалисты, которые, по-видимому, уже были готовы к ней. В Санкт-Петербурге создатели Института раннего вмешательства перенимали опыт у шведских специалистов. В Москве команда первой службы ранней помощи «Утешение» – у бельгийских коллег.
В 1990-х годах ученые пришли к выводу, что нужно пересмотреть направленность ранней помощи, а именно, поместить в центр внимания не изолированного от окружения ребенка с его особенностями, а «ребенка в контексте» – такого, каким он предстает в своем взаимодействии с окружающей средой. Соответственно акцент, который прежде делался на обучении навыкам, заметно смещается в сторону семьи и взаимодействия внутри нее, а значимой целью вмешательства становится ситуация взаимодействия ребенка со значимым близким.
Целями ранней помощи являются:
— улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях,
— повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями/воспитателем и в семье,
— повышение компетентности родителей/воспитателей в вопросах развития и воспитания ребенка,
— включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.
Основу ранней помощи составляют положения теории привязанности, согласно которой для благополучного психического, физического, коммуникативного развития ребенка и формирования у него адаптивных моделей поведения и типов привязанности, ребенку необходимо взаимодействие с чувствительной, отзывчивой и стабильной матерью или заменяющим ее близким взрослым.
Целью является развитие эффективного функционирования ребенка через его вовлечение и участие в типичных ситуациях домашней и социальной жизни и нормализация жизни семьи.
Этапы ранней помощи
Этап 1. Включение ребенка и семьи в число получателей услуг ранней помощи проводится в рамках процедуры первичного приема. Первичный приём включает в себя приём документов, проведение первичной оценки, обсуждение специалистами и родителями и, как итог, принятие решения о том, нуждается ли ребенок и его семья в услугах ранней помощи.
Этап 2. Проведение оценочных процедур для составления ИПРП (индивидуальной программы ранней помощи) ведущим специалистом во взаимодействии с родителями (законными представителями) ребенка с привлечением тех специалистов, участие которых планируется в реализации ИПРП. Оценочные процедуры включают: оценку развития ребенка; оценку его функционирования, которая осуществляется по категориям МКФ (международной классификации функционирования) и основана на изучении рутин повседневной жизни; оценку сферы взаимодействия и отношений ребенка с родителями/воспитателями и в семье; оценку факторов, влияющих на развитие и функционирование ребенка.
Этап 3. Составление ИПРП. ИПРП разрабатывается на основании результатов углубленных оценок ведущим специалистом совместно с родителями с учетом мнения и предложений специалистов, привлекаемых к её реализации. ИПРП составляется на срок не менее 6 месяцев.
Этап 4. Реализация ИПРП. Все специалисты, предоставляющие услуги ранней помощи в рамках ИПРП, должны содействовать вовлечению семьи в ее реализацию. Взаимодействие с ребенком и семьей проводится на основе их собственной активности и участия.
Этап 5. Промежуточная и итоговая оценка направлена на исследование имеющихся результатов работы и позволяет понять, достигнуты ли поставленные цели.
Этап 6. Завершение ИПРП, сопровождение ребенка и его семьи при переходе в образовательную организацию или продление ИПРП.
Хочется напомнить родителям, что первые несколько лет считаются наиболее важным этапом в жизни человека. Оптимальное развитие физических, социальных, эмоциональных, когнитивных и коммуникативных областей жизненно важно для непосредственного и долгосрочного здоровья и благополучия детей. То, что происходит с детьми в ранние годы, сильно влияет на их физическое и психическое здоровье, на возможности обучения, особенно связанные с грамотностью и счетом, на освоение множества навыков, нужных в повседневной жизни. Чем раньше начинает оказываться помощь, тем больше возможности у ребенка реализовать заложенный природой потенциал.