Вы здесь
Комплексный подход в развитии коммуникации и общения у детей с ЗРР в условиях ППМС-центра
С. В. Зобкова, Н.А. Лаконцева
В последнее время увеличивается количество обращений в МБУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Алексин за специализированной помощью родителей, чьи дети имеют диагноз ЗРР. Речь идет о детях с особой речевой патологией, при которой, прежде всего, затруднено формирование коммуникативно-речевой активности ребенка, что в последствии без направленной коррекционной помощи приводит к выработке стойкого патологического стереотипа психических и речевых нарушений. Специфика работы заключается в том, что эти дети очень сильно отличаются друг от друга как в речевом, так и в интеллектуальном плане.
Задержка речевого развития у детей влияет на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка, а также серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом. Особенности развития таких детей это — неспособность к полноценному общению ребенка с окружающими людьми, что в свою очередь влияет на формирование и выражение эмоций.
Специалистами Центра была разработана программа для детей 2,5—4 лет, имеющих нарушение речевого развития (от общего недоразвития речи до невозможности использования речи как средства коммуникации). При разработке программы мы учитывали особенности развития детей с ЗРР:
— отягощенный неврологический статус;
— непроизвольное, неустойчивое внимание;
— игровая деятельность на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками;
— моторная неловкость, плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, движения губами, языком не точные и не скоординированы;
— затруднение в передаче акцентно-просодической модели слова;
— пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т.е. дети, ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий;
— словарь ребенка с ЗРР ограничен до 100—150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок; активный словарь состоит из 5—10 слов модели СГ (на), СГ—СГ (ма—ма);
— речь изобилует аграмматизмами — неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.
Основной целью коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей является развитие речевых и психических возможностей детей 2—4 лет с задержкой речевого развития.
Специалисты Центра ставят перед собой следующие задачи:
1. Создать условия для социализации личности ребенка.
2. Развить артикуляционную и мелкую моторику.
3. Развить восприятие, внимание, память и мышление.
4. Формировать общие речевые навыки (просодика).
5. Развить понимание речи и подражательной активности.
6. Побуждать повторять новые слова, договаривать фразу.
7. Обогащение и активизация словаря.
8. Формировать грамматический строй речи.
Для реализации намеченных коррекционных задач используются следующие приемы и методы:
• действия с опорой на ритм стихов, звуков;
• подвижные игры;
• коммуникативные игры;
• музыкально-ритмические игры;
• упражнения на развитие общей моторики и координации детей;
• пальчиковая гимнастика;
• упражнения с дидактическим материалом;
• арт-терапевтические упражнения;
• упражнения на развитие артикуляторной моторики;
• упражнения на развитие просодической стороны речи;
• задания на уточнение и накопление пассивного словаря, активизацию речевых проявлений детей.
В зависимости от характера и выраженности дефекта количество детей в группе варьируется от 6 до 10 человек.
Особенностями реализации программы являются:
1. Создание многопрофильной команды, включающей логопеда, психолога.
2. Создание определенных условий для эффективной деятельности команды:
• выработка общих стратегий в общении с детьми,
• совместные консультации родителей,
• регулярные обсуждения результатов и хода работы по программе, конструктивные взаимоотношения в команде специалистов (доверие, взаимная поддержка, творческий потенциал),
• более глубокое знакомство каждого педагога с содержанием деятельности специалиста смежного профиля (методический аспект).
3. Медицинское сопровождение программы врачом-психоневрологом.
Структура занятия остается постоянной: занятие начинается с приветствия, а содержание основной части может меняться (по мере освоения детьми материала и постановки новых задач), но последовательность видов работы сохраняется, заканчивается занятие общей игрой и прощанием.
Игры и задания постепенно изменяются и усложняются, увеличивается их количество. По мере расширения возможностей детей уменьшается степень оказываемой помощи и участия взрослых в занятии.
Для отслеживания результативности коррекционно-развивающего воздействия программы используется Карта динамического наблюдения, разработанная на основе:
— Протоколы регистрации показателей общения и речи на третьем году жизни ребенка Е.О. Смирновой;
— Карты психолого-педагогического обследования Н.В.Серебряковой;
— Карты наблюдений Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой;
— Бланка регистрации содержания актуального опыта ребенка с умеренной умственной отсталостью.
Карта динамического наблюдения содержит перечень навыков:
• коммуникативные;
• игровые;
• речевые;
• сенсомоторные;
• когнитивные.
Используемая карта позволяет достаточно полно, качественно и количественно, оценивать актуальный опыт детей с множественными нарушениями, проводить анализ динамики их развития — степень сформированности компонентов высших психических функций и отдельных навыков в начале занятий по программе и к концу программы.
В течение диагностического периода специалисты получают и фиксируют информацию о возможностях и особенностях ребенка в ходе наблюдения за ним. Каждый специалист по-своему оценивает ребенка. Сопоставление наблюдений и анкет родителей позволяет создать полную картину проблемных зон его развития.
Ожидаемые результаты занятий:
— развитие моторной, сенсорной сферы;
— развитие когнитивных функций;
— расширение понимания обращенной речи;
— развитие речевой активности;
— развитие коммуникативной стороны речи.
Реализуя данную программу в течение нескольких лет, специалисты МБУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Алексин отмечают положительную динамику в состоянии дефицитарных функций участников занятий, что делает возможным переход детей на новый уровень развития.
Список литературы и источников
1. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ [Текст] / Ю.Г. Зарубина, И.С. Константинова, Т.А. Бондарь, М.Г. Попова. М.: Теревинф, 2009. 56 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов . — М.: АСТ : Астрель, 2007. — 224 с.
3. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.,ФиличеваТ.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников./М., 1973, — 220 с.
5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. — 128 с. 6. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина Начинаем говорить. Развитие речи. Для детей от 0 до 3 лет. — С-Пб Паритет, 2004. — 86 с.
Вложение | ЭЦП | Размер |
---|---|---|
комплексный-подход-в-развитии-коммуникации-и-общения-у-детей-с-зрр-в-условиях-ппмс-центра.pdf | --- | 93.24 КБ |