Вы здесь
Что такое дисграфия? Какие ошибки по русскому языку должны насторожить родителей
Дисграфия – неспособность овладеть в должной мере письмом, несмотря на сохранный интеллект, нормальный физический слух и зрение. Распознают дисграфию по специфическим повторяющимся ошибкам стойкого характера.
Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребёнка, понаблюдайте за тем, как он пишет. Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки (не связанные с применением орфографических правил), которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка.
Примеры дисграфических ошибок:
- пропуск букв,
- перестановка букв чаще встречается в словах со стечением согласных звуков (двор – «довр»),
- добавление лишней буквы (чаще всего той, которая уже есть в слове: дружно – «дуружно», иногда гласной буквой «разбавляется» скопление согласных: девочка – «девочика»),
- замены букв:
- звонких и глухих согласных (зима – «сима»),
- гласных о - у, ё - ю, е - и в ударном положении (Лёша – «Люша»),
- к - г - х (сухой – «сугой»),
- сонорных: р - л, м - н, й - л (магазин – «магазим»),
- с - ш, з - ж, с - щ (собака – «шабака», жук – «зук», щётка – «сётка»),
- ч - щ, ч - ц, ч - т, ч - с (заяц - «заяс» - «заяч»),
- оптические ошибки: в основе данных ошибок лежит нарушение зрительного восприятия (недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание букв),
- слитное написание слов («порыхлому» снегу, «девочкиимальчики»),
- раздельное написание частей слова («по бежал»),
- отсутствие границ предложения (заглавной буквы в начале и точки в конце предложения),
- ошибки в согласовании слов («большая белая пятно») и управлении («на ветке деревьях»).
В группу риска по дисграфии входят дети, если :
- ребёнок от рождения левша,
- малыша переучили на правшу,
- в дошкольном возрасте у него были логопедические проблемы,
- в семье разговаривают сразу на нескольких языках,
- обучать ребёнка грамоте начали неоправданно рано или слишком рано отдали в школу,
- у малыша нарушено внимание и имеются проблемы с памятью,
- ребёнок слишком много времени проводит перед экраном телевизора: глазные мышцы привыкают к хаотичному движению и в дальнейшем ребёнку трудно последовательно следить за строчкой при чтении и письме.
Как помочь ребёнку с дисграфией?
Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в работе над устранением дисграфических ошибок на письме.
Игры на развитие слухового внимания
- "Разговор шпионов"
Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от Вас на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом. При этом важно следить, чтобы слова произносились чётко.
- "Слышим звон и знаем, где он"
Попросите ребёнка закрыть глаза и хлопните в ладоши (постучите, кашляните, топните, позвоните в колокольчик и т.д.). Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
- Игры на развитие фонематического слуха
- Подбери слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
- Добавь различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:
ча - са -
ча - - са - -
ча - - - са - - -
ча - - - - са - - - -
- Подбери слова на каждый звук. Слова записываются в определённой последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4-х, 5-ти, 6-ти букв.
р |
у |
ч |
к |
а |
Рот |
Уля |
Час |
Кот |
Аня |
роза |
угол |
чаша |
каша |
Аист |
рукав |
улица |
чехол |
корка |
астра |
- "Волшебные превращения":
а) добавляй звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;
б) изменяй один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух – сох;
в) переставляй звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово.
- "Цепочка бесконечности"
От записанного слова образуй цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начинать с последнего звука предыдущего слова: дом – мак –кот –топор – рука.
- "Перевёртыши"
Назови слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот – ток, сор – рос.
- "Какой звук убежал?"
Крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама.
- Найди общий звук в словах
Луна – стол, кино – игла, окна – дом.
- "Редактор"
Для этого упражнения нужна книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребёнок каждый день в течение пяти минут (не больше) работает над следующим заданием: "редактирует" (зачёркивает) в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, а или м.
Через 5 - 6 дней таких занятий переходим на две буквы: одна зачёркивается, другая подчёркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ребёнка. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами п - т, п - р, м - л (сходство написания); д - б (в последнем случае ребёнок забывает, вверх или вниз направлена наклонная линия от овала) и др.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Всё внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы (одной или двух) и работать только с ними.
- "Комментатор"
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется (орфографически чётко). Например: НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (а не "на стале стаял куфшин с малаком").
- "Спаси слова от Буквоежек"
Буквоежки - жучки, которые "поедают" буквы. Спаси слова - вставь буквы на место.
Кораблик
Подхватил р_чей м_й кораблик и пон_с его. Кр_гом в_лны кипят, подбр_сывают его, из стороны в ст_рону кидают. А кораблик плыв_т дальше и дал_ше. Я рядом с ним бег_. Др_гие реб_та за мн_й спешат.
При выполнении письменных работ, необходимо придерживаться следующих правил:
1. Во время письма проговаривать слова вслух.
У взрослого человека сформирован рефлекс «проговаривания про себя» во время письма. Сами того не замечая, когда мы пишем, то выполняем движения языком. Если во время письма, язык зажать между зубами, мы будем допускать ошибки. У ребёнка такой рефлекс ещё не сформирован, поэтому ему обязательно нужно писать, проговаривая слова вслух.
2. Прочитайте всё предложение. Посчитайте количество слов в предложении.
3. Определите наличие предлогов. Акцентируйте внимание на том, что они пишутся отдельно от слов. Обязательно вспомните, как оформляется предложение (заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения).
4. Ставим точки под гласными буквами (профилактика пропуска гласных), делим слова на слоги, ставим ударение.
5. Выделяем орфограммы. Очень важно, что бы ребёнок сам нашел допущенные ошибки. Отметьте на полях простым карандашом строчки, на которых ваш ребёнок допустил ошибку. Одна «галочка» - одна ошибка. Если ребёнок не нашел ошибку, поставьте метку над словами с ошибками. В случае, если ребёнок и на этот раз не видит ошибку, напишите на отдельном листочке слово правильно и дайте ребёнку сверить с образцом.
И ещё несколько советов.
1. Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов.
2. Давайте упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
3. Не заставляйте переписывать много раз домашние задания, это не только нанесёт вред здоровью, но и поселит в нём неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
4. Хвалите ребёнка за каждый достигнутый успех.