МБУ ДО «ЦППМиСП»

Вы здесь

Обучение грамоте детей дошкольного возраста

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?

Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Для того, чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определённой последовательности.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

Таким образом, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Что же такое звуковой анализ?

Под звуковым анализом понимается:

  • определение порядка слогов и звуков в слове,
  • установление различительной роли звука,
  • выделение основных, качественных характеристик звука.

Можно обобщённо сформулировать разницу между фонематическим восприятием и звуковым анализом (при норме речевого развития ребёнка):

  • фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует;
  • фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая;
  • фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте;
  • фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различать то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Таким образом, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.

Только при чётком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо Ш – С, вместо Р – Л и т. п.), способствует закреплению у малыша существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Совершенно естественно, что занимаясь со взрослыми чтением или письмом, такой ребёнок будет постоянно испытывать досаду, раздражение, неудовольствие.

Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

1. В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [м] в слогах, словах.

На протяжении всего периода обучения дома нужно называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – то есть так, как звучит ЗВУК.  Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м]. Это обстоятельство только дезориентирует детей.

И ещё, уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать. БУКВЫ мы видим, пишем и читаем, а ЗВУКИ – слышим и произносим!

2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребёнок переводит указочку или пальчик с буквы на букву).

 

Памятка для родителей.

1. Если ребёнок затрудняется разделить слово на слоги, можно положить ладонь под подбородок и произнести слово отчетливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребёнок сможет определить, сколько в слове гласных звуков. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

2. Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребёнку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулаком по столу, при этом гласный тянуть.

3. Определить позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце слова.

Схема:

                                                                        

(В начале слова – это первый звук, в конце слова – это последний звук, в середине слова – это все звуки в слове, кроме первого и последнего).

4. Учим условные обозначения звуков : Р У К И

  - схема слова

 - слоги

 - гласный звук

 - согласный, твердый звук

 - согласный, мягкий звук

 

5. Чтобы определить, звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко «дрожит», «гудит» – звонкий, нет - глухой).

 

6. Почти все согласные звуки имеют пары по твёрдости – мягкости:

Б – Бь, В – Вь, Г – Гь, Д – Дь, З – Зь, К – Кь, Л – Ль, М – Мь, Н – Нь, П – Пь, Р – Рь, С – Сь, Т – Ть, Ф – Фь, Х – Хь

Сравните: был – бил

угол – уголь

мышка - мишка

 

7. Последующий гласный звук может помочь определить мягкость или твёрдость предыдущего согласного:

А, О, У, Ы, Э – обозначают твёрдость согласных звуков;

Я, Е, Е, Ю, И – обозначают мягкость согласных звуков.

Сравните: лак (для волос) – звуки Л, А, К;

ляг (на кровать) – звуки Ль, А, К.

 

8. Не имеют пары:

всегда твёрдые - Ш, Ж, Ц

всегда мягкие - Ч, Щ, Й

 

9. Почти все согласные звуки имеют пары по глухости – звонкости:

Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ш – Ж

Сравните: бочка – почка

коса – коза

шар – жар

Не имеют пары:

всегда глухие – Х, Хь, Ц, Ч, Щ;

всегда звонкие – Й, Л, Ль, М, Мь, Н, Нь, Р, Рь

Звонкие согласные звуки в конце слова оглушаются: краб[п], флаг[к], год[т]