МБУ ДО «ЦППМиСП»

Вы здесь

Технология работы в рамках модуля «развивающая среда»


Сопровождение семей, имеющих детей с нарушениями речи

 (учитель-логопед-родители)

Учитель-логопед МБУ ДО «ЦППМиСП» Лаконцева Н.А.

Конструктивное взаимодействие с родителями — один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. Любая педагогическая система без семьи — чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции. Семья была, есть и всегда будет не только главнейшим институтом, отвечающим за социальное воспроизводство населения, но и важнейшей средой формирования личности. А полноценное формирование личности невозможно без наличия правильной, грамотно оформленной, красивой речи.

 

Актуальность проблемы

Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой.

 

В наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70-х годов дефицит речи составил 4% детей того же возраста.

 

Речевые диагнозы  усложняются, в основном это ФФНР и ОНР 2 и 3 уровня, отягощенные медицинскими диагнозами.

 

Одним из принципов ФГОС является личностно-развивающей и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников и детей.

 

ФГОС определяет основу обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

Принципы работы с родителями

•Целенаправленность.

•Доброжелательность, открытость.

•Систематичность.

•Плавность.

•Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом специфики каждой семьи.

 

Методы изучения семьи

•Анкетирование.

•Беседа с ребёнком.

•Наблюдение за ребёнком.

•Беседа с родителями.

 

Этапы взаимодействия логопеда с родителями (по В.А. Петровскому) 

1-й этап "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".

 

2-й этап "Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

 

3-й этап "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.

 

4-й этап "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

 

Задачи в логопедической работе с семьей

•Приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи.

•Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот.

•Убедить в успешности освоения ребенком определенных знаний и умений.

•Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

 

Методы работы с родителями

•Индивидуальные беседы.

•Индивидуально-практические занятия.

•Консультации.

•Родительские «пятиминутки».

•Совместное изготовление игр и пособий.

•Вспомогательные наглядные средства (памятки, пособия, образцы выполненных заданий).

 

Информационное просвещение  включает в себя знакомство:

•С  возрастными особенностями становления детской речи.

• С результатами психолого-педагогического, логопедического обследования.

• С методами коррекционно-развивающего воздействия.

 

Обучающее просвещение включает в себя :

•обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;

•привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;

•формирование у родителей и детей представления о речевой готовности к обучению в школе.

 

Содержание работы родителей с детьми дома

1. Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:

а) правильного звукопроизношения;

б) фонематического восприятия;

в) грамматического строя речи;

г) речевого общения и связной речи.

 

2. Совместная деятельность родителей с детьми:

а) чтение художественных произведений;

б) познавательный рассказ взрослого;

в) наблюдения в природе;

г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;

д) поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.

 

3.Самостоятельная деятельность:

а) игра;

б) рассказ из личного опыта;

в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;

г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т. д.)

 

Методы взаимодействия логопеда  с родителями дают:

•положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу (родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие);

•учет индивидуальности ребенка (педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса);

•укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день;

• возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в  семье и в образовательных учреждениях.

 

Перспективное направление в работе учителя-логопеда

Л.С. Выготский писал: "Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений". То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

 

В связи с этим стоит вопрос о взаимодействие со специалистами службы в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности ребенка.

 

Вы можете скачать данную статью в форме презентации:

Технология работы в рамках модуля «развивающая среда»