Вы здесь
Технология работы в рамках модуля «развивающая среда»
Сопровождение семей, имеющих детей с нарушениями речи
(учитель-логопед-родители)
Учитель-логопед МБУ ДО «ЦППМиСП» Лаконцева Н.А.
Конструктивное взаимодействие с родителями — один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. Любая педагогическая система без семьи — чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции. Семья была, есть и всегда будет не только главнейшим институтом, отвечающим за социальное воспроизводство населения, но и важнейшей средой формирования личности. А полноценное формирование личности невозможно без наличия правильной, грамотно оформленной, красивой речи.
Актуальность проблемы
Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой.
В наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70-х годов дефицит речи составил 4% детей того же возраста.
Речевые диагнозы усложняются, в основном это ФФНР и ОНР 2 и 3 уровня, отягощенные медицинскими диагнозами.
Одним из принципов ФГОС является личностно-развивающей и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников и детей.
ФГОС определяет основу обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы работы с родителями
•Целенаправленность.
•Доброжелательность, открытость.
•Систематичность.
•Плавность.
•Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом специфики каждой семьи.
Методы изучения семьи
•Анкетирование.
•Беседа с ребёнком.
•Наблюдение за ребёнком.
•Беседа с родителями.
Этапы взаимодействия логопеда с родителями (по В.А. Петровскому)
1-й этап "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".
2-й этап "Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.
3-й этап "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4-й этап "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Задачи в логопедической работе с семьей
•Приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи.
•Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот.
•Убедить в успешности освоения ребенком определенных знаний и умений.
•Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Методы работы с родителями
•Индивидуальные беседы.
•Индивидуально-практические занятия.
•Консультации.
•Родительские «пятиминутки».
•Совместное изготовление игр и пособий.
•Вспомогательные наглядные средства (памятки, пособия, образцы выполненных заданий).
Информационное просвещение включает в себя знакомство:
•С возрастными особенностями становления детской речи.
• С результатами психолого-педагогического, логопедического обследования.
• С методами коррекционно-развивающего воздействия.
Обучающее просвещение включает в себя :
•обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
•привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
•формирование у родителей и детей представления о речевой готовности к обучению в школе.
Содержание работы родителей с детьми дома
1. Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:
а) правильного звукопроизношения;
б) фонематического восприятия;
в) грамматического строя речи;
г) речевого общения и связной речи.
2. Совместная деятельность родителей с детьми:
а) чтение художественных произведений;
б) познавательный рассказ взрослого;
в) наблюдения в природе;
г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;
д) поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.
3.Самостоятельная деятельность:
а) игра;
б) рассказ из личного опыта;
в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;
г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т. д.)
Методы взаимодействия логопеда с родителями дают:
•положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу (родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие);
•учет индивидуальности ребенка (педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса);
•укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день;
• возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в семье и в образовательных учреждениях.
Перспективное направление в работе учителя-логопеда
Л.С. Выготский писал: "Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений". То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.
В связи с этим стоит вопрос о взаимодействие со специалистами службы в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности ребенка.
Вы можете скачать данную статью в форме презентации: