Вы здесь
Межзубный сигматизм: что это и как с этим справиться?
Друзья, сегодня поговорим о межзубном сигматизме — одном из видов речевых нарушений, который может затруднять произношение определённых звуков.
Межзубный сигматизм – это недостатки произношения шипящих ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ]) и свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) фонем, при котором ребенок прокладывает язык между зубами. Это достаточно стойкое нарушение произношения, которому свойственны возвращения в виде рецидивов.
Нередко такое звукопроизношения сохраняется у взрослых. Поэтому без помощи родителей и специалистов ребенку крайне сложно его преодолеть.
Причины межзубного сигматизма:
- нарушения прикуса: прогнатия (чрезмерное развитие верхней челюсти), прогения (чрезмерное развитие нижней челюсти), прямой открытый прикус.
- выпадение молочных зубов,
- слабость мышечного тонуса кончика языка,
- макроглоссия (массивный язык), микроглоссия (маленький узкий язык),
- нарушения носового и ротового дыхания, чаще всего, бывают при аденоидах (нос не дышит, а рот открыт)
- подражании некорректным образцам произношения (родителей, ближайших родственников, сверстникам).
Прежде чем заниматься исправлением данного дефекта, родителям может понадобиться консультации нескольких специалистов:
1. Ортодонт - проконсультирует по особенностям прикуса у ребенка и возможным последствиям межзубного сигматизма на становление зубного ряда.
2. Невролог - подберет медицинские препараты в том случае, если межзубность вызвана нарушением иннервации мышц речевого аппарата.
3. Отоларинголог- поможет определить наличие или отсутствие аденоидов у ребёнка.
4. Логопед - поможет подобрать правильный комплекс упражнений для преодоления межзубного дефекта.
Способы коррекции:
1. Занятия с логопедом - профессионал поможет разработать индивидуальный план коррекции, основанный на специфике нарушения.
2. Домашние упражнения - регулярные тренировки с использованием зеркала помогут ребёнку визуализировать правильное положение языка.
3. Игры и занятия - логопедические игры могут сделать процесс обучения более увлекательным и доступным.
И очень важно родителям помнить, что работа должна быть комплексной (со всеми специалистами). Конечно, если причины физиологические, то при систематических логопедических занятиях и регулярной работе родителей данный дефект уйдёт. Но если причина носит медицинский характер, то без помощи остальных специалистов не обойтись!
Не забывайте, что чем раньше вы начнёте работать над этой проблемой, тем более успешным будет результат. Поддержка родителей очень важна в этом процессе!