Вы здесь
С чего начинается работа специалистов в Ранней помощи для детей с РАС?
С чего начинается работа специалистов в Ранней помощи для детей с РАС?
Аутизм — сложное многофакторное нарушение развития. На сегодняшний день в мире не существует методов лечения или лекарств, которые могут исцелить от аутизма. Однако существует ряд подходов, которые позволяют эффективно справляться с теми трудностями, которые есть у ребенка с аутизмом, и помогают значительно улучшить возможности по реализации потенциала его развития.
Сегодня мы хотим рассказать, о практике с доказанной эффективностью, которую в нашем Центре применяют для помощи детям от 1 года до 3 лет.
Денверская модель ранней помощи детям с расстройством аутистического спектра (РАС), своей простотой и эффективностью давно завоевала наши сердца и сердца тех семей, которые уже успели ощутить ее положительное влияние.
И так, как это работает?
Денверская модель помогает нам специалистам и родителям создавать возможности для обучения через простые игры, коммуникативные взаимодействия, во время ухода за ребенком, и веселое осмысленное и насыщенное общение во время других повседневных дел.
Разрабатывая индивидуальную программу у нас в Центре для ребенка с РАС, мы прежде всего проводим углубленную дифференциальную диагностику.
Для нас, специалистов, важно понять уровень коммуникативных навыков ребенка и уровень развития социального взаимодействия. На практике это выглядит, как игровое занятие, в течении которого мы лучше узнаем возможности ребенка.
На основе полученных нами данных мы начинаем работу именно с основных, самых ранних дефицитарных навыков. Большинство ребят с риском развития РАС не поддерживают зрительный контакт даже с мамой, избегают находиться рядом с психологами и не отзываются на имя. Маленькие дети с трудностями в коммуникации, в отличии от их сверстников, с трудом понимают, что с помощью взгляда и жестов можно передать сообщение маме и папе и тем более что-то попросить. Малыш все видит и слышит, но не понимает, что все эти невербальные сообщения имеют для него какое-то значение. Именно эти навыки и станут нашими первыми целями и нашей первой радостью от полученных результатов.
На занятиях в Центре мы будем создавать множество приятных игровых моментов, чтобы ребенок не только смотрел в глаза, но и запомнил, что когда он смотрит в глаза взрослому, то получает удовольствие. Именно так и закрепляется навык. Этот формат закрепления навыка называется АВС.
На игровом занятии это выглядит так: специалист показывает малышу, например, мыльные пузыри, подносит их к своим глазам, малыш смотрит специалисту в глаза, а специалист дует пузыри.
Внутри этой простой игры мы сможем потренировать несколько навыков:
- откликаться на имя,
- смотреть в глаза,
- просить о помощи взрослого,
- просить продолжения игры,
-выбирать желаемый предмет из двух,
- пользоваться указательным жестом,
- соблюдать очередность и поддерживать контакт с психологом на протяжении длительного времени.
Именно этому простому, но эффективному взаимодействию с ребенком мы обязаны Денверской модели раннего вмешательства.
На втором этапе отработке навыков, родители прямо на занятии, понаблюдав за действиями специалистов, подключаются к игре и занимают наше место.
Почему это важно! Практика показывает, что для закрепления и автоматизации любого навыка надо огромное количество повторов в течении 2-3 недель- так устроен наш мозг. И занятий 1-2 часа в неделю для этого, конечно, не хватит. Поэтому, во всем мире родители, включившись наравне со специалистами в помощь детям, продолжают отрабатывать навык дома в естественных жизненных ситуациях.
На третьем этапе игрового занятия специалисты вместе с родителями обсуждают, как просто, не затрачивая дополнительных усилий закреплять навык дома. В нашей практике дома обычно этот навык отрабатывают, когда кормят ребенка, одевают, передают мелкие игрушки, играют, купают и гуляют. Тут многое зависит от нашей совместной творческой фантазии.
Благодаря оказанию помощи в освоении базовых навыков детям проще обращать внимание на лица людей, а значит подражать другим людям, общаться с окружающими, используя голос, жесты, положение тела; делиться эмоциями, потребностями и интересами с другими людьми; понимать, слова и жесты других людей; играть с игрушками общепринятыми способами; уменьшать проявления поведения, которое мешает обучению.
Уже в течении трех лет специалисты Центра в Алексине разрабатывают программы для детей с РАС на основе Денверской модели и видят эффективность работы в этом подходе. Основываясь на развитии коммуникативных навыков и навыках социального взаимодействия, наши воспитанники легче адаптируются в ДОУ и часто демонстрируют успехи в областях имитации, развитии когнитивных, игровых, двигательных навыков.
Все это позволяет нам с оптимизмом смотреть на возможности их интеграции детей в среду сверстников.