МБУ ДО «ЦППМиСП»

Вы здесь

Физиологические запинки

Друзья, сегодня поговорим с нашим учителем-логопедом Натальей Александровной о физиологических запинках у детей 3- 5 лет.

Физиологические запинки – это непреднамеренные остановки речи несудорожного характера. Проявляются спотыканием, повторами звуков, слогов и звукосочетаний.
Как правило, такое явление наблюдается у детей в возрасте 3-5 лет. Запинки могут появляться, присутствовать в течение двух-трех месяцев, затем исчезать и опять появляться на протяжении нескольких лет.

Одной из причин появления запинок может быть «лексический взрыв», то есть быстрое нарастание активного словаря ребенка. Порой появление запинок бывает связано с какой-то ситуацией в семье, которая напрягает ребенка.

 Есть простые приемы, которые помогут преодолеть физиологические запинки в домашних условиях:
1. Создать для ребёнка определенный и твердый режим дня. Чёткий режим дня устанавливает определенный ритм жизни и благоприятствует нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма.
2. Ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры (до 15-20 минут в день).
3. Пересмотреть свои взаимоотношения в семье: любой конфликт между взрослыми может спровоцировать запинки.
4. Не заострять внимание на запинках. Если ребёнок начал сильно запинаться, скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом».
5. Контролировать темп своей речи, темп игр, громкость голоса: желательно говорить тише и медленнее.
6. Постараться и сами успокоиться: ребёнок буквально «считывает» ваше настроение, интуитивно чувствуя: «Со мной что-то не так»; эмоциональное напряжение возрастает.
7. Исключить перед сном подвижные игры. Лучше почитать сказку или послушать спокойную музыку.
8. Взять небольшую паузу в посещении большего количества кружков и занятий. Бывает, что нервная система не справляется с бурным интеллектуальным развитием, отсюда возникают запинки.

Обычно физиологические запинки исчезают без дополнительного вмешательства по мере совершенствования речевых навыков. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную обстановку, правильное речевое окружение и соблюдать определенные правила. И речь наших детей будет правильной и чёткой!

Изображения: