Вы здесь
Особенности поведения и коммуникации детей с расстройством аутистического спектра
Рекомендации от учителя-логопеда нашего Центра Шамровой Ольги Викторовны, которые помогут родителям выявить проблемы в социальном общении ребенка.
Главным недостатком при расстройстве аутистического спектра, является нарушение общения ребёнка с окружающим миром. Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своём собственном мире.
Сигналы, которые могут свидетельствовать о риске РАС:
В 1 год жизни - снижение навыков:
- отзываться на имя;
- смотреть в глаза.
Во 2 год жизни - снижение навыков:
- указательного жеста;
- совместного внимания и игры;
- имитации и подражания;
- социальной улыбки;
- нет просьбы;
- низкий социальный интерес;
Красные флажки, применяются для раннего выявления детей с расстройством аутистического спектра:
- нет реакции на имя;
- нет контакта «глаза в глаза», когда играет с социально важным взрослым (мама, папа, бабушка и т д.)
- не использует указательный жест и другие жесты к 1 году («пока - пока», «привет», «нет»);
- не улыбается (избегает взаимодействия с другим человеком);
- очень часто ведёт себя так, как будто не слышит;
- нет обмена улыбками, выражениями лица, звуками;
- регресс навыков (звуковые, социальные, игровые);
- не повторяет звуки и действия за взрослым;
- проявляет больший интерес к предметам, а не к людям;
- повторяющиеся действия (раскачивание, перебирание пальцев).
В поведении детей с РАС может проявляться необычное реагирование или странные действия:
- повторяющиеся движения, в которых задействовано все тело ребёнка или его части , (хлопание в ладоши, беспорядочное движение);
- навязчивая привязанность к необычным объектам и предметам (ключи, часы, выключатели, замки и так далее);
- сильная фиксация ребёнка на конкретной интересующей тематике, чаще всего связанной с символикой ( карты, числа, знаки, статистика и пр.)
- приверженность чётко заведённому порядку и последовательности (следование жёсткому графику, раскладывание предметов в единую линию); яркие эмоциональные реакции вследствие нарушения порядка;
- неловкость в движениях, нарушение осанки, необычная манера передвижения;
- «застревание» на одних и тех же манипуляциях с предметами, не несущих смысловой и игровой функции (стимминг).
Не всегда, но довольно часто, выше обозначенные нарушения в коммуникации и взаимодействии дополняют ещё и сенсорные трудности:
- дети с РАС либо вообще не реагируют, либо очень остро реагируют на различные сенсорные стимулы (иногда они полностью игнорируют обращённую к ним довольно громкую речь, а иногда они очень бурно реагируют на самые тихие звуки);
- на звуки – раздражители дети с РАС часто реагируют, затыкая уши руками, либо пытаясь перекричать нервирующие их шумы;
- могут резко съёживаться и убегать при тактильных воздействиях, прикосновениях.
Развитие коммуникативных навыков – одно из главных направлений психолого-коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Формирование выражать просьбы, задавать вопросы с целью получения информации, комментировать окружающие явления, выражать разные эмоции и сообщать о них, а, также, формирование навыков ответной реакции, социального поведения и диалога является необходимым условием для социализации этих детей.