МБУ ДО «ЦППМиСП»

Вы здесь

Особенности поведения и коммуникации детей с расстройством аутистического спектра

Рекомендации от учителя-логопеда нашего Центра Шамровой Ольги Викторовны, которые помогут родителям выявить проблемы в социальном общении ребенка.
 

Главным  недостатком при расстройстве аутистического спектра, является нарушение общения ребёнка с окружающим миром. Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своём собственном мире.

 

Сигналы, которые могут свидетельствовать о риске РАС:

В 1 год жизни - снижение навыков:

- отзываться на имя;

- смотреть в глаза.

Во 2 год жизни - снижение навыков:

- указательного жеста;

- совместного внимания и игры;

- имитации и подражания;

- социальной улыбки;

- нет просьбы;

- низкий социальный интерес;

 

Красные флажки, применяются для раннего выявления детей с расстройством аутистического спектра:

- нет реакции на имя;

- нет контакта «глаза в глаза», когда играет с социально важным взрослым (мама, папа, бабушка и т д.)

- не использует указательный жест и другие жесты к 1 году («пока - пока», «привет», «нет»);

- не улыбается (избегает взаимодействия с другим человеком);

- очень часто ведёт себя так, как будто не слышит;

- нет обмена  улыбками, выражениями лица, звуками;

- регресс навыков (звуковые, социальные, игровые);

- не повторяет звуки и действия за взрослым;

- проявляет больший  интерес к предметам, а не к людям;

- повторяющиеся действия (раскачивание, перебирание пальцев).

 

В поведении детей с РАС может проявляться необычное реагирование или странные действия:

- повторяющиеся движения, в которых задействовано все тело ребёнка или его части , (хлопание в ладоши, беспорядочное движение);

- навязчивая привязанность к необычным объектам и предметам (ключи, часы, выключатели, замки и так далее);

- сильная фиксация ребёнка на конкретной интересующей тематике, чаще всего связанной с символикой ( карты, числа, знаки, статистика и пр.)

- приверженность чётко заведённому порядку  и последовательности (следование жёсткому графику, раскладывание предметов в единую линию); яркие эмоциональные реакции вследствие нарушения порядка;

- неловкость в движениях, нарушение осанки, необычная манера передвижения;

- «застревание» на одних и тех же манипуляциях с предметами, не несущих смысловой и игровой функции (стимминг).

 

Не всегда, но довольно часто, выше обозначенные нарушения в коммуникации и взаимодействии дополняют ещё и сенсорные трудности:

- дети с РАС либо вообще не реагируют, либо очень остро реагируют на различные сенсорные стимулы (иногда они полностью игнорируют обращённую к ним довольно громкую речь, а иногда они очень бурно реагируют на самые тихие звуки);

- на звуки – раздражители дети с РАС часто реагируют, затыкая уши руками, либо пытаясь перекричать нервирующие их шумы;

- могут резко съёживаться и убегать при тактильных воздействиях, прикосновениях.

 

Развитие коммуникативных навыков – одно из главных направлений психолого-коррекционной работы с детьми с расстройствами  аутистического спектра. Формирование  выражать просьбы, задавать вопросы с целью получения информации, комментировать окружающие явления, выражать разные эмоции и сообщать о них, а, также, формирование навыков ответной реакции, социального поведения и диалога является необходимым условием для социализации этих детей.

Изображения: