Вы здесь
Одаренные дети
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом.
02 ноября 2020 г. специалистами МБУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» И.Ф. Решилиной и М.С. Рябовой проведен семинар-практикум «Система работы педагога с одаренными детьми» для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений.
В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
Обсуждая проблему «детской одаренности», участники встречи отметили, что уже в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одаренных. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Многочисленные исследования показывают преимущества одаренных детей в когнитивной сфере, они свидетельствуют также о том, что дети с необычайно высоким интеллектуальным коэффициентом сочетают в себе черты социальной привлекательности, физического и психологического здоровья, эффективного лидерства и сохраняют их, достигая зрелости.
Однако существуют и противоположные утверждения, которые описывают чрезвычайные трудности, и маленьких, и более взрослых вундеркиндов в социальных взаимодействиях, когда их необычные способности и поведение вызывают насмешку, недоумение, а иногда открытые издевки и унижение.
Были обозначены наиболее часто встречающиеся проблемы одаренных детей, затрудняющие их адаптацию в социуме. Такие как: неприязнь к школе из-за того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей; нарушение коммуникаций со сверстниками (одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники, вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя; несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием (одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста из-за этого им порой трудно становиться лидерами); стремление к совершенству (для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства, отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка); потребность во внимании взрослых (в силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми).
Все эти проявления, если их вовремя не отрегулировать, могут привести к формированию девиантного поведения у ребенка со всеми вытекающими последствиями.
Специалисты придерживаются того мнения, что учебные программы для одаренных детей должны качественно отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними способностями. В таких программах особое внимание должно уделяться развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства.
Одной из технологий, используемых в воспитании и обучение одаренных детей может быть арт-педагогика. В практической части семинара педагоги познакомились с различными техниками нетрадиционного рисования, используемыми в арт-педагогике, пополнили свою педагогическую копилку новыми методами, а так же попрактиковались в технике «эстамп». Подводя итог участники семинара отметили, что все полученные знания будут полезны и найдут своё место в работе с детьми.