Вы здесь
На занятиях
Важные составляющие социально-личностного развития ребенка - друзья и дружба. В дошкольном детстве формируется потребность в общении и основа компетентности социального взаимодействия. Среди характерных особенностей взаимодействия детей-дошкольников выделяют следующее:
- ребёнок может навязывать свою волю сверстникам, спорить, требовать, успокаивать;
- яркая эмоциональная насыщенность- мимика детей более подвижна;
- нестандартность и оригинальность взаимодействия (подражение и передразнивание, придумывание своего языка
- общения или различные звукосочетания);
- дошкольникам свойственно часто менять "лучшего друга". Вчера ребенок играл с Ваней и лучшем другом был Ваня, сегодня Ваня болен и лучший друг Петя, потому что они вместе играют в конструктор. Дружеские связи не устойчивы.
На что же обратить внимание родителям, когда ребенку нужно помочь сформировать коммуникативные навыки?
- побуждайте интерес к другим детям, привлекайте внимание к их качествам, умениям. Положительно оценивайте участие ребенка в игре. Научите радоваться не только своим успехам, но и другого. Научите сотрудничать, идти на компромисс, не останавливать игру из-за ссоры;
- не ограничивайте эмоциональное взаимодействие, естественный шум, речевые проявления. Всё это помогает развивать творческую иннициативу ребенка;
- помогите организовать игры с куклами. Выступайте на начальном этапе партнером. Распределите роли, продумайте вместе сюжет и предметы-заместители (помните палку-копалку?);
- с детьми 6-7 лет полезно обсудить, чем нравится друг, в какие игры интересно играть вместе, в каких случаях ребенок сердится или обижается;
- важно развивать у ребенка умение понимать как свои эмоции, так и эмоции и переживания другого.
Родители, которые постоянно конфликтуют с ребенком, не учитывают его желания, предпочитают командовать, не вправе ожидать от него умения общаться и конструктивно взаимодействовать со сверстниками. Позитивные и гармоничные детско-родительские отношения очень важны как положительный пример установления связей. Прокачать навыки взаимодействия всегда актуально как для детей, так и для взрослых. На одном из занятий с психологом приёмы психогимнастики помогали подружиться с разными эмоциональными состояниями, а рыжий щенок Дружок вместе с ребятами рассказывал и составлял интересные истории, помогал отвечать на вопросы: кто добрый, а кто-злой, почему герои поссорились и как им помириться, что нужно сделать, чтобы не обижаться и не конфликтовать. Каждый учащийся сделал для себя полюбившегося рыжего щенка-помощника в технике оригами. Бумажный Дружок станет проводником в мир детских переживаний, а складывание фигурки ещё способствует развитию моторики и творческого мышления.