Вы здесь
Речевая готовность к школе (Консультация логопеда. Часть 2)
Сегодня мы продолжаем разговор о речевой готовности детей к школе и предлагаем ряд заданий для подготовки речи детей:
1. Для формирования умения слышать и выполнять инструкции:
- Игра " Командир " Взрослый предлагает поиграть в командиров. Даёт ребёнку чёткую инструкцию, начинает с простой "дай тарелку, дай пульт, включи телевизор". Потом инструкция усложняется " Возьми пульт со стола и включи телевизор".
" Принеси книжку , которая стоит на нижней полке"
2. Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заданий логопеда по автоматизации и дифференциации звуков, заучивание стихотворений, скороговорок.
3. Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза:
- Игра «Посмотри и назови». При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.
- Игра «Собери слово». Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество. Например: [к], [о], [т]- кот, [д],[о],[м]- дом; [р],[у],[к],[а]- рука;
- Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков, ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (С - Ш). Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.
- Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы, фасоль)
4. Для обогащения словарного запаса:
- Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это (инструменты). Берёза, ель, тополь – это (деревья) и т. д.
- Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом);
- Игра " Подбери признак предмета" (яблоко какое? вкусное, спелое)
- Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.
5. Для формирования грамматического строя речи:
- Игра «Назови детёнышей различных животных» (у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят).
- Игра " Измени слово" («варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?).
- Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? – Лисий», «Чья грива? – Лошадиная» и т. д.
- Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.
6. Для развития связной речи:
- Игра " Слова перепутались" ( из набора слов собрать предложения)
- Игра " Сколько слов" (сосчитать сколько слов в предложении, можно использовать палочки счётные, фишки, камешки).
- Игра " Расскажи сказку" ( по серии картинок придумай историю).
- Игра " Продолжи сказку" ( взрослый начинает сказку ребёнок продолжает, можно разыграть по ролям, перед этим взрослый или читает несколько раз или рассказывает сказку сам) Взрослый должен обратить внимание, соблюдается ли логическая последовательность событий, связно ли ребёнок соединяет предложения или просто перечисляет действия.
Вот такие простые на первый взгляд игры помогут вашему ребёнку лучше и быстрее подготовиться к школе. Играйте вместе со своими детьми как можно чаще!