МБУ ДО «ЦППМиСП»

Вы здесь

Речевая готовность к школе (Консультация логопеда. Часть 1)

 

Очень, часто перед школой родители слышат о речевой готовности детей, что же это такое, из чего состоит, какие навыки включает в себя и как помочь родителям подготовить ребёнка к школе .
Речевая готовность ребенка к школе – это комплексный набор навыков и умений, которые помогают ему успешно адаптироваться в образовательной среде и эффективно взаимодействовать с учителями и сверстниками. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.
Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация.
Для успешного овладения школьной программой у ребёнка должны быть сформированы определенные компоненты речи:
1. Умение слушать и слышать других
Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от взрослого.
2. Сформированность звуковой стороны речи
Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:
— умение четко и внятно произносить все звуки речи;
— возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
— умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).
Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.
3. Функции языкового анализа и синтеза
Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:
— умение определять звук в слове;
- умение выделять звук в начале, в середине и конце слова;
- умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ);
-умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).
Помимо звукового анализа и синтеза, ребёнок должен понимать и выполнять слоговой и синтаксический анализа и синтеза.
Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.
Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.
4. Словарный запас
Словарный запас к школе должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.
Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:
- умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
- употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
- умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);
- умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);
- понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);
- понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);
- понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);
- понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);
- понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);
- умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).
5. Грамматический строй речи
Ребенок должен уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования:
- уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней лис);
- согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто);
- согласовывать существительные с числительными ( например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы ( например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т. п.).
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов ( например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок ( например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных ( например: малина – малиновое, лиса – лисья).
- уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева)
6. Связная речь
Умение ребёнка строить развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Сюда входит:
- поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;
- нормальное общение со сверстниками и взрослыми;
- умение развернуто описывать окружающие предметы;
- внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось);
- умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;
- умение раскрывать содержание окружающих явлений.
Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития ребенка. Если у него хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми, может правильно выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы. И наоборот, если речь ребенка невнятна, то это существенно усложняет коммуникацию с окружающими его людьми и, как следствие этого, процесс обучения протекает с большими трудностями.
Уважаемые родители! У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!

Изображения: